Республиканская общественная организация ветеранов (инвалидов) «Союз ветеранов Республики Татарстан»

С Юбилеем Замалетдинов Ильдар Валиуллович! Как растить патриотов России…

4 Май 2017

 

          Замалетдинов Ильдар Казань Воин интернационалист, педагог высшей квалификационной категории, Заслуженный путешественник России, мастер спорта России, Отличник физической культуры и спорта России, Заслуженный работник физической культуры Республики Татарстан, Почетный работник общего образования РФ, член Союза краеведов России, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, участник пешего Марша Мира и Согласия «Нур Жолы» из Казахстана в Иорданию, член команды Татарстана «Зима» автономных лыжных спортивных походов на Северный Полюс. Родился в 1947 году в Казани.

   Во время службы в 1968 году принимал участие по оказанию братской помощи трудящимся Чехословакии в борьбе с контрреволюционными элементами. За образцовое выполнение задания был награжден боевой Грамотой.

   Ильдар Валиуллович – один из первых организаторов «Снежных десантов» в республике.  Поиск погибших солдат – это не только работа в лесах, на полях сражений, но еще и огромная, длительная работа в различных архивах страны по восстановлению различных военных действий и увековечивания памяти погибших и пропавших без вести солдат, а также поиску их родственников. Конечно, любой погибший за Родину солдат должен быть предан земле со всеми воинскими почестями, это даже не обсуждается.

   За долгие годы работы в школе и учреждениях дополнительного образования совершил с детьми более пятидесяти степенных и категорийных  путешествий по пешеходному, горному, лыжному и водному туризму – преодолено десятки тысяч километров. Из  более трех тысяч обучающихся, «заразившихся» этим видом спорта, тысячи человек выполнили нормативы на значки «Юный турист», «Турист России», а более тысячи – стали спортсменами-разрядниками. Обучающиеся приняли участие в различных соревнованиях по туризму, конкурсах, олимпиадах, конференциях. Положительными эмоциями и впечатлениями наполнилась жизнь его кружковцев, которые все это время были с ним.  Более двадцати человек выбрали профессию учителя.

    Ежегодно Ильдар Валиуллович с кружковсами посещает труднодоступные воинские захоронения на перевалах горного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев, возлагают полевые цветы на памятных знаках и обелисках. Следовательно, работая в таком направлении, можно с уверенностью сказать, что он воспитывает из своих ребят надежных патриотов и защитников России. Пройдет время, дети вырастут и уйдут во взрослую жизнь. Но вряд ли они забудут эти экспедиции, походы, ночные костры, соревнования, получение первых туристских наград.

 

Уважаемый Ильдар Валиуллович!

Еще раз поздравляем с 70-летием и желаем Вам крепкого Зоровья, успехов во всех Ваших начинаниях, благополучия и радостной мирной жизни!

ОТ ОДНОДНЕВНЫХ ПОХОДОВ К ЧЕМПИОНУ РОССИИ ПО СПОРТИВНЫМ ПОХОДАМ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   В статье рассматривается осмысление и обобщение собственного опыта работы в школе и создание клуба «Родник», а также использование авторской образовательной программы «Турист­ское многоборье».

   Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность; турист­ское многоборье, гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание.

…День, проведенный ребенком среди рощ и полей…

Стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

К. Д. Ушинский

   Детско-юношеский туризм в отличие от других видов спорта является одним из основных направлений воспитания детей, как отмечено в Государственных про­граммах «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» — это разви­тие у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма как важней­ших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за Отечество, за свою малую родину.

   Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р утверждена стратегия развития физической культуры и спорта в Россий­ской Федерации на период до 2020 г. В этом документе впервые за последние два де­сятилетия отражены проблемы детско-юношеского туризма.

   Участие подростков в поисковых походах, путешествиях и экспедициях по родному краю является уникальным направлением в воспитании учащихся, позво­ляющим одновременно достичь множества педагогических целей, становится одним из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Являясь интересной и дос­тупной школой выживания и адаптации к стрессовым ситуациям, одновременно он создает условия для подготовки подрастающего поколения к службе в армии, для решения вопросов его допрофессиональной подготовки, а также выживания челове­ка в экстремальной обстановке. К детскому туризму проявляет большую заинтере­сованность МЧС как к источнику подготовки кадров. Многие его штатные сотрудни­ки — мастера спорта по туризму, инструкторы спортивного туризма.

   Анализ учебно-методических пособий, литературных источников, посвящен­ных разным аспектам туристско-краеведческой деятельности, показал, что боль­шинство имеющихся работ по данной тематике сильно устарели, отсутствует систе­матизированный материал по организации многолетних комплексных исследова­ний с детьми разного возраста при проведении туристско-краеведческих экспеди­ций.

   Многие методики по туристско-краеведческим экспедициям были созданы в 60-е гг. XX в., в то время система школьного и внешкольного образования была по- истине уникальной, не имеющей аналогов в мире: в каждой школе, в Домах пионе­ров и школьников были кружки и секции по туризму. Кроме этого работали район­ные, городские и республиканские (областные) детские экскурсионно-туристские станции. К сожалению, в годы перестройки этот интересный опыт, накопленный в 1970-1990 гг. был растерян.

   В основе данной работы лежат десятки статей и публикаций о туристско- краеведческой деятельности, написанные мной в разные годы. Подумав, что приве­денные в систему эти публикации могут стать полезными для педагогов, начавших работать в этом направлении и желающих больше узнать о воспитании и образова­нии детей посредством туризма и краеведения. Осмысление и обобщение собствен­ного (более сорока лет) опыта работы в школе и создание клуба «Родник», деятель­ность которого представлена в данной работе. Название клуба символическое, его деятельность рождает поток добрых дел по защите родной природы. Основное от­личие клуба от кружка состоит, прежде всего, в наличии сплоченного коллектива детей разного возраста, которые собираются не просто для получения знаний, уме­ний и навыков походной жизни, но и для общения с любителями путешествий и приключений, занятий дисциплиной «дистанция», «маршрут», реализации увлече­ний биологией, ботаникой и географией. Каждый ребенок должен знать и уметь се­бя вести в экстремальных ситуациях. Этому должны и обязаны учить мы, учителя.

   Учитель физической культуры, педагог должен быть энтузиастом своего дела, убежденным в пользе и необходимости того, что он делает и говорит. Эту мысль подчеркивал К. Д. Ушинский: «Никакая программа и никакие инструкции не имеют действенной силы, если они не согреты теплотой личной убежденности учителя, не вошли в его сознание, не переработаны в его душе и не стали его убеждением».

   Известно, что учителя, окончив педагогический институт или университет, обычно не получают о детском туризме ни малейшего понятия (2-3 похода не в счет). Лишь немногие студенты во время учебы увлекаются спортивным туризмом, ходят в длительные походы, участвуют в соревнованиях.

   Новизна моей работы заключается в том, что за многие годы накоплен бога­тый опыт по организации и проведению ближних и дальних тематических походов, путешествий, экспедиций по территории России и родного края разной степени и категории сложности, а также участие в различных мероприятиях, слетах, конфе­ренциях, соревнованиях с учащимися разных классов. Большинство моих учеников показывают на соревнованиях высокие физические достижения и обладают доста­точной технической и тактической подготовкой. Формирование здорового образа жизни стало сегодня одной из приоритетных задач, выполнение которой тесно свя­зано с приобщением детей и подростков к регулярным занятиям спортом, оздорови­тельными мероприятиями. Одним из видов спортивно-оздоровительной деятельно­сти является детско-юношеский туризм, который представляет собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Поэтому за годы учебы каждому ребенку независимо от его склонностей и увлечений необхо­димо получить определенную «порцию туризма».

   Критически настроенные педагоги, возможно, найдут в моей статье спорные или недостаточно обоснованные рекомендации, но из-за обширности темы, на мой взгляд, сделать их более подробными в рамках одной статьи просто сложно, поэтому изначально готов к дискуссиям. Буду искренне рад, если хотя бы какие-то крупицы моего опыта окажутся полезны другим в организации туристско-краеведческой деятельности. Я не призываю слепо копировать мой опыт работы с детьми, но неко­торые моменты можно использовать. Это моя модель реальной деятельности клуба «Родник», который нужно стараться превзойти.

   Создание и использование авторских образовательных программ теперь рас­сматривается как показатель креативности педагога. В связи с этим я создал в 1996 г. авторскую образовательную программу «Туристское многоборье» со сроком реализации 3 года и более, где на третьем году обучения дети могли выбирать спе­циализацию по дисциплинам «дистанция» или «маршрут». Программа была отмече­на первым местом в республиканском конкурсе образовательных программ и свиде­тельством участника 3-го Всероссийского конкурса авторских программ дополни­тельного образования детей от 17 декабря 1997 г. Усложнение материала в про­грамме происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей. Время обучения на каждом году — 216 часов.

   Новым в моей программе стало появление раздела тактических и ситуацион­ных игр, чего не было в аналогичных программах. Учитывая пожелания учителей и отсутствие каких-либо стандартов и контрольных нормативов в учебной литерату­ре для детей, введен раздел по преодолению этапов: «спуск», «подъем», «бревно», «навесная переправа», «параллельные перила» юными туристами в период подго­товки к соревнованиям. Исходя из опыта судейства, подготовки дистанций соревно­ваний различного класса и масштаба, привел в программе нормативы по этим эта­пам. Программа предусматривает организацию и проведение соревнований, похо­дов, участие в соревнованиях различного класса и масштаба (Пешеходный и лыж­ный туризм // Спорт в школе. 2002. № 1; учебно-методическое пособие «Грамматика туристского узла» в журнале «Родина — RU» № 1-2 за 2015 г. и № 1-2 за 2016 г.). Про­грамма совершенствовалось, в нее вводились новые темы: туроператор, турагент, индустрия туризма и гостеприимства, туристские услуги и др. Многие обучающиеся хотят по окончании школы выбрать профессию туристских менеджеров.

   Наиболее приемлемым стало совмещение спортивно-туристской и краеведче­ской составляющих, которые в комплексе способствуют формированию различных положительных качеств личности детей и подростков.

   С другой стороны, в середине 90-х в стране стали активно развиваться раз­личные виды горного спорта, сформированные на базе спортивного туризма и аль­пинизма — ледолазание, скалолазание на искусственном рельефе (стендовое ледола- зание), которые становятся массовыми среди детей и молодежи. Различные вере­вочные полигоны, искусственные скальные стенки уже не редкость в школьных спортзалах, где можно соревноваться на трудность и скорость, здесь нет камнепадов и плохой погоды (Веревочный полигон // Спорт в школе. 2011. № 11).

   Начало нового тысячелетия ознаменовалось реформированием и модерниза­цией российского образования. Возросшие требования к качеству образования де­тей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, осознание родителями и детьми необходимости более профессионального раннего самоопределения потребовали от педагогов, учителей нестандартных практических и наглядных форм занятий с детьми и создания новых программ и технологий. Од­ной из таких форм стало совмещение работы в гимназии № 155 и в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» г. Казани (ДДЮТиЭ). Преимущество связки гимназия — ДДЮТиЭ «Простор», наличие туристского снаряжения и инвента­ря в «Просторе» и 0,5 ставки педагога дополнительного образования, которой хвата­ет на транспортные расходы и личное снаряжение. Проезд, питание и другие расхо­ды детей в настоящей момент родители берут на себя.

   Сейчас наблюдается «голод» на квалифицированных инструкторов по дет­скому юношескому туризму. Все молодые учителя, педагоги поголовно занимаются дисциплиной «дистанция», а кто ходит в походы с детьми, их можно сосчитать по пальцам. Неподготовленность, туристская походная неграмотность учителей, педа­гогов, их неумение организовать и провести поход — вот одна из главных причин не­развитости этой формы работы в школах и учреждениях дополнительного образо­вания. Многие учителя физической культуры и другие боятся походов, не потому, что они профессионально трусливы, они их боятся обоснованно — не за свое дело не берись.

   Современные дети не знают и не представляют, что такое пешеходный, лыж­ный, горный, водный туризм, не знают манящее чувство дороги, надежность плеча товарища, тепло вечернего костра. Школьники все больше боятся походов на приро­ду. Особенно это свойственно городским детям, которым нечасто приходится об­щаться с ней. Они проявляют все больше признаков отчужденности от природы. И в то же время они тоскуют о вылазках в лес. Хотя современная окружающая нас среда потеряла свой первозданный облик, тем не менее кажется, что с ней стоит все же по­знакомиться.

   Географ, член-корреспондент Академии наук Н. Н. Баранский писал: «Краеве­дение — это окно из школы в жизнь. И через это природоведческое, экологическое “окно” учащиеся многое могут узнать».

   Сегодня многие ребята хотят заниматься спортивным туризмом там, где учат­ся, но на более профессиональном уровне с учителем или тренером- профессионалом. Это действительно новый подход к спортивному туризму сего­дняшних детей. Кто сегодня занимается туризмом? Не те, кому нечем заняться, а те, кто действительно выбирает занятие по душе. Наш клуб имеет возможность помочь в этом ребятам.

   Я преподаю туризм на уроках физической культуры в средних классах как вид по выбору. Тематические дальние походы в каникулы, в праздничные дни стали не­отъемлемой частью моей работы в образовательных учреждениях. Одной из форм такой работы с обучающимися считаю экспедиции по родному краю. Экспедиция — форма образовательной деятельности, связанная с выходом в другую местность и выполнением задач по исследованию какого-либо природного, культурного, исто­рического объекта под руководством учителя, педагога.

   Известный полярный исследователь Рауль Амундсен говорил: «Экспедиция — это подготовка».

   Каждый поход с детьми — это огромное количество информации о традициях и быте народов, живущих на территории родного края, встречи с удивительными людьми, прикосновение к прошлому и настоящему своей малой родины.

   Поход — это модель общественной жизни, надо подготовить снаряжение, раз­работать нитку маршрута, собрать уже известную историческую информацию о районе экспедиции. В походе сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Но все они спрессованы во времени, накладываются друг на друга.

   В социальной сфере поход решает проблемы укрепления здоровья подрост­ков, позволяет им приобрести полезные навыки и умения, способы межличностных отношений, определить и закрепить свое место в обществе.

   В духовной — удовлетворить стремление подростков к поиску и освоению но­вых знаний, изучение истории края дает возможность практического применения знаний во время походов, расширения и систематизации этих знаний. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они должны все делать сами.

   Воспитательным моментом является сама походная обстановка.

   Позиция педагога-руководителя при подготовке к походу должна быть жест­кой: хотите пойти в поход — давайте работать. Поэтому любой поход, даже одно­дневный, требует серьезной подготовки. Кроме того, в походе ребята наблюдают, как живут другие люди, узнают, что в мире есть нужда и горе.

   Мужество, как и патриотизм, нельзя воспитать в ребенке разговорами о чьих- то мужественных поступках. Разговоры могут пробудить лишь желание быть муже­ственным, но не более. Это происходит тогда, когда педагог организует ребенку та­кую жизненную ситуацию, которая потребует от него мужества, преодоления своего страха, нерешительности, лени, вынудить его вступить в борьбу — только тогда про­растет в нем первый росток мужества. В потенциале нашей деятельности имеются явные преимущества перед другими формами и видами внешкольной работы.

   Во-первых, совместное проживание руководителя похода и детей в автоном­ных условиях туристского похода; во-вторых, значительная эмоциональная и физи­ческая напряженность на маршруте; в-третьих, минимизация воздействия инфор­мационных потоков, рекламирующих «неправильный» образ жизни; в-четвертых, реальное отсутствие на маршруте мотивов и соблазнов к асоциальному поведению. К руководителю туристского похода предъявляются высокие требования: он дол­жен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, быть компетентным в смежных областях знаний, быть всесторонне физически развитым и подготовлен­ным, а главное — быть дисциплинированным, честным, справедливым и требова­тельным. Современные школьники предпочитают педагогов с высоким уровнем спортивной подготовки и педагогического образования, имеющих высокие спор­тивные разряды по двум-трем видам спорта.

   Сейчас, через два десятка лет после нашего самого первого похода в постсо­ветский период, когда позади больше тридцати многодневных походов и путешест­вий, интересно оглянуться назад, вспомнить, как мы стали туристами-краеведами.

   Все люди с детства живут мечтой о путешествиях, но не всем это удается, од­ним не хватает сил, другим — настойчивости, третьем мешает природная лень. А ведь на Земле осталось совсем немного мест, куда не ступала нога человека. Даже совсем недавно недоступный Северный полюс сейчас регулярно посещают ежегодно сотни туристов. На Эльбрус летом ежедневно поднимаются до сотни человек.

   Объединение с 1995 г. регулярно стало принимать участие во Всероссийских соревнованиях по спортивным походам среди обучающихся. Первый старт приняли в дни весенних каникул, когда поехали на Всероссийские соревнования по лыжному туризму в район Кузнецкого Алатау. В соревнованиях участвовало более двадцати команд из многих областей России. Маршруты лыжных походов чем-то напоминали автомобильные ралли. Команды, приехав в город Междуреченск, получали карту района путешествия, самостоятельно разрабатывали маршрут на восемь дней, про­тяженностью 130 километров, с обязательным посещением одного контрольного пункта. Нитка нашего маршрута проходила через шесть перевалов, один из кото­рых — Караташский — имеет сложность 1А, восхождение на вершину пик Юбилейный (1836 м) и пик Газеты «Кузбасс» (1993 м), а также полный траверс хребта Терень- Казырский. Всего нами за восемь ходовых дней, а это ночевки в палатках с печкой, глубина снега доходила до одного метра, было пройдено 138 км, из них 70 км — тропление лыжни. Заняли шестое место, проиграв местным командам и школьни­кам из Новосибирска.

   В майские праздники 1995 г. совершили степенной поход по местам боев за­щитников Москвы, посвященный 50-летию Победы. Маршрут начинался с разъезда Дубосеково, где 16 ноября 1941 г. пролегала линия фронта. На этом рубеже, который проходил через высоту «251», совершили свой подвиг 28 героев-панфиловцев. Да­лее наш маршрут пролегал через населенные пункты Судниково, Осташево, Беляная Гора, Горки. Посетили обелиск с надписью «Отсюда фельдмаршал М. И. Голенищев- Кутузов руководил войсками в сражении при Бородино 26 августа 1812 года». Рядом братская могила воинов, погибших в войне 1941-1945 гг. В трех километрах отсюда находится Бородинское поле.

   C 23 по 28 июня 1997 г. совершили пешеходный поход I категории сложности по Республике Татарстан. В конце апреля 1999 г. прошли пешеходный маршрут

II степени сложности по Нижегородской области, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Нитка похода — станция Пильна — Большое Болдино. Болди- но — это родовое имение Пушкиных. В этом имении А. С. Пушкин провел три Болдин- ские осени (1830, 1833, 1834 гг.). В июне 1999 г. прошли пешеходную туристско- краеведческую «единичку» по Татарстану.

   В краеведческих походах можно выделить следующие составляющие: крае­ведческое — впитывание юными туристами культурно-исторических ценностей; туристско-спортивное — получение и закрепление сохраняющих жизни навыков, раз­витие выносливости, получение бытовых знаний: как развести костер при различ­ных погодных условиях, приготовить пищу на костре. Таким образом, вовлекая чле­нов клуба в краеведческую деятельность, я способствую формированию разносто­ронне развитой личности. Знание туристами законов жизни в природе обеспечивает успешное выживание в полевых условиях, способствует преодолению разрыва жи­телей города с естественной средой обитания, что в наших условиях особенно акту­ально.

   В конце февраля 2002 г. приняли участие в первенстве России по технике лыжного туризма среди учащихся (дисциплина «дистанция»), которая проходила в окрестностях г. Рязани. Заняли десятое место среди пятнадцати команд.

   Были совершены походы по хребту Хамар-Дабан, по местам боев партизан Ку­бани, по Южному Уралу.

   Становились призерами России по спортивным походам среди учащихся в 2008 г., четвертое место — в 2010 г., чемпионами России стали в 2011 г., призерами 2014 г. — за горный поход по Горному Алтаю. Более двадцати раз моя команда стано­вилась чемпионом Республики Татарстан по спортивным походам среди обучаю­щихся. Участие во Всероссийских конкурсах по туристским походам среди обучаю­щихся считаю показателем качества работы нашего объединения.

На XXII Всероссийском туристском слете педагогов, проводимом в Республике Адыгея 23-27 августа 2015 г., горный поход первой категории сложности по Респуб­лике Алтай занял второе место. На XXIII слете работников образования, проводимом в Московской области с 22 по 27 августа 2016 г., мои походы по Московской области и хребту Хамар-Дабан стали чемпионами этого слета.

   Я радуюсь, когда ко мне подходит ребенок и спрашивает: «Ильдар Валиулло- вич, а когда мы пойдем в поход?»

   Подготовка к походу в Горный Алтай началась в январе, после завершения 3-х ­дневного лыжного похода в зимние каникулы 2014 г.

   Наверное, не будет преувеличением сказать, что Алтай является в настоящее время одним из самых удачных и безопасных районов для походов групп школьни­ков. Во-первых, этот горный район находится на территории РФ (в отличие, напри­мер, от Тянь-Шаня). Во-вторых, политическая обстановка здесь в настоящее время спокойная (по сравнению с Кавказом), и, в-третьих, для Алтая характерно большое разнообразие технических препятствий, требующих применения разносторонней техники и тактики их преодоления. Все это делает Алтай привлекательным как для походов I категории сложности, так и для более серьезных походов (несмотря на сравнительно небольшие абсолютные высоты — 2800-3400 м).

   Идея, которая закладывалась при планировании похода, — изучение нового для участников путешествия горного района. Маршрут имеет большое спортивное и познавательное значение. Расширение географических и культурных горизонтов участников, знакомство с различными видами ландшафта. Приобретение новых на­выков преодоления препятствий в горном туризме.

   Основной целью похода было повышение технико-тактического мастерства спортсменов туристов. Участники похода являются учениками одного класса и по­сещают кружок «Туристы-краеведы» не первый год. Были призерами и чемпионами Первенства России, Республики Татарстан по спортивным походам. Одновременно с этим планировался сбор фотоматериалов и сведений по прохождению ледника Гля­циологов, описание которого нет в сети Internet, подготовка методического пособия для школьных групп г. Казани. Поход спланирован таким образом, чтобы были за­хвачены наиболее привлекательные и красивые места Северо-Чуйских Белков — озеро Шавло.

   Для участников ставилась задача пройти спортивный горный маршрут пер­вой категории сложности в новом районе, повысить спортивно-туристскую подго­товку и подготовиться к будущим, более сложным походам.

   Основная задача определялась составом его участников. В походе принимали участие 22 школьника, имеющие опыт преодоления перевалов 1А в Восточных Сая­нах, восхождение на вершину Фишт 1Б (Северо-Западный Кавказ). Также задачей похода было прохождение горных перевалов 1Б с отработкой полного набора соот­ветствующих технических элементов, маршрут носил учебный характер. Изюминкой было сквозное прохождение перевала Орбита 1Б и редко проходимый ледник Гля­циологов. При поиске информации по отчетам туристских групп оказалось, что та­ких попыток школьных групп уже давно не было. Разработанный нашей группой по­ход не совсем новый, но все же и не стандартный маршрут.

   Вся группа была разделена на три подгруппы. В каждой имелся свой помощ­ник руководителя из числа опытных школьников, которые исполняли роль млад­ших инструкторов.

   Как можно описать красоту? Ее надо увидеть! Бирюзовая вода озера, бело­снежные вершины Красавицы, Сказки и Мечты, вековые кедры. Это Шавло. Шавлинские озера — одно из самых живописных мест Горного Алтая.

   «Никогда я не видел прекраснее места, чем Шавло!» — это слова одного из ос­нователей советского альпинизма Б. П. Делоне.

   Озеро Шавла от алтайского «шаала» — молодое дерево. Шавлинские озера рас­положены на высоте около 2000 м над уровнем моря в Северо-Чуйском хребте. Это группа озер, образованных на пути реки Шавлы. Самое большое по площади лежит на высоте 1983 м, озеро потихоньку заболачивается. Верхнее Шавлинское озеро рас­положено выше границы леса на высоте 2164 м над уровнем моря, вблизи крупного Шавлинского ледника, или Шавлинской подковы, спускающегося с одной из вершин Северо-Чуйского хребта.

   Походы по Горному Алтаю предъявляют к детям более жесткие требования, в отличие от других районов, где я путешествовал со школьными группами (Северный Кавказ, Краснодарский край, Архыз, Урал, Восточные Саяны, Хамар-Дабан, Кольский полуостров), находиться в хорошей физической форме и быть уверенным в собст­венных силах.

   Формально группа могла пройти маршрут второй категории сложности. Пройденные детьми перевалы в Восточных Саянах и восхождение на Фишт не дава­ли того опыта, что горные перевалы на Алтае. Принято было решение пройти гор­ную единичку и реализовать на практике накопленный опыт при прохождении скальных и снежно-ледовых перевалов, организация переправы через реку Шавла, приобрести высотный опыт. Вся группа перешла в десятый класс, и есть надежда, что в 2014 г. будет пройден горный маршрут второй категории сложности. Награда — призовое место во Всероссийском конкурсе туристских походов обучающихся.

   В таких походах у детей вырабатываются такие черты характера, как мужест­во, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность. Опытом совер­шения многих походов и выполнением в них многих туристских должностей обеспе­чивается всестороннее развитие интеллекта юного туриста. Ежегодно география наших маршрутов все более расширяется, познаваемые детьми местности присое­диняются ими к пространству их родного края. Походы и путешествия раз от разу становятся все более сложными, и для их совершения всякий раз требуются новые навыки, знания и умения. Мне в силу своего возраста приходится держать себя в спортивной форме.

   Режим работы учебной группы в течение учебного года в его различные пе­риоды не одинаков. Группа собирается два раза в неделю в определенные дни и ча­сы. В среднем один раз в месяц организуется однодневный поход, экскурсия, прак­тические занятия на местности. Эти практические занятия я совмещаю с группой экологов-краеведов. Более продолжительные путешествия провожу в каникулярные периоды, со сборной командой из двух групп. Кроме того занятия провожу с 1-3 членами клуба индивидуально по составлению отчета о походе (Осторожно, ту­ризм — дело нешуточное. «Спорт в школе» № 4 2003 г.).

Великий шотландский путешественник Давид Ливингстон, который первым пересек Африку от Атлантического побережья до берегов Индийского океана, гово­рил, что совершить путешествие легче, чем его описать.

   С этим следует согласиться. Кроме того, экспедиции, поисковые походы раз­личной степени и категорий сложности заявляются в Республиканской маршрутно­квалификационной комиссии (МКК) при Министерстве образования и науки Рес­публики Татарстан. После успешного прохождения маршрута дети получают соот­ветствующие документы, на основании которых им присваиваются спортивные раз­ряды, дипломы и медали за соревнования по дисциплине «маршрут».

   Каждый школьник, которому я после совершения похода вручаю значок «Юный турист» или «Турист России», обладает начальными или ограниченными по объему, но достаточно твердыми туристскими знаниями, навыками и умениями.

   Разновозрастный состав клуба и его многолетнее функционирование позво­ляют проводить длительные наблюдения с требуемой периодичностью за счет пе­редачи опыта от старших к младшим, от опытных исследователей к новичкам. Рас­пределение и выполнение ролевых туристских обязанностей и их постепенная ро­тация среди участников экспедиции дают возможность снять вопрос монотонности наблюдения. В современных условиях исследовательские и поисковые походы тре­буют эколого-краеведческой направленности, органической связи с нуждами, запро­сами и требованиями охраны природы, памятников истории и культуры. Новая по­становка вопросов в поисково-исследовательской работе на современном этапе яв­ляется наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм туристской деятельности, поскольку они наполнены глубоким и важным практическим содер­жанием.

   Краеведение основывается, по словам К. Д. Ушинского, на «инстинкте местно­сти», способствует формированию у школьников хозяйского подхода к проблемам региона.

   Вторая авторская образовательная Программа — «Экологи-краеведы», которая рассчитана на три года обучения и более. Время обучения на каждом году — 216 ча­сов, где на протяжении первого года занятий приоритет отдается пропедевтике. Цель — дать первичные знания и представления об экологии.

Учебный план и программа первого года занятий предусматривает обучение детей «азбуке» туризма, которые чередуются с разнообразными экскурсиями, экс­педициями и походами. Следует отметить, что частые выезды на природу позволяют не только повышать туристское мастерство, но и способствуют формированию пра­вильного поведения в природной среде.

   Второй год совмещает теоретические и практические формы обучения с по­исково-исследовательской работой. Научные исследования способствуют воспита­нию у детей инициативы, увеличивают интерес к изучению родного края, а также актуальных экологических проблем. Сочетание полученных теоретических знаний и практической подготовки в области охраны природы, краеведения позволяет про­водить исследовательские работы с определенным контингентом школьников. Главная особенность наших исследовательских работ — активизировать поисково­исследовательскую работу среди обучающихся.

   Кроме того, осуществляется индивидуальная и групповая работа с некоторы­ми детьми, которая направлена на подготовку их к конференциям, конкурсам всех уровней и масштаба.

   Помимо индивидуальных исследовательских работ на втором году занятий осуществляется также и коллективные исследовательские работы по оценке эколо­гического состояния определенной территории. В данном случае каждый ребенок чувствует себя членом исследовательского коллектива, имеет определенные обя­занности и особую ответственность за результаты своей работы. Вместе с нами за­нимаются дети и с ограниченными физическими возможностями.

   «Учитель! Свою воспитательную работу начни с научно-исследовательской», — писал К. Д. Ушинский.

  Поисково-исследовательские работы выполняются в виде докладов, рефера­тов или эксперимента. Деятельность детей постепенно усложняется от наблюдений и исследований по моему плану. На протяжении первых лет обучения сочетаются две образовательные области: эколого-краеведческая и спортивно-туристская.

   Очевидно, что к третьему году обучения дети имеют уже достаточно высокую естественно-географическую подготовку, а также хорошо подготовлены физически и обладают туристскими навыками и умениями. Многие выполняют требования на значок «Юный турист» и «Турист России». К этому времени они начинают отдавать приоритет одному из перечисленных направлений.

   Отличие моей образовательной программы и ее новизна заключаются в пре­доставление учащемуся свободы выбора. Другими словами, обучающийся выбирает наиболее интересную и приемлемую для себя область, в которой продолжает со­вершенствоваться. На данном этапе дети, а это, как правило, учащиеся 10-11-х клас­сов, уже ориентированы на выбор будущей профессии, а занятия в клубе способст­вуют их допрофессиональной ориентации, а именно нацеливает подростков на по­ступление в высшие учебные заведения по выбранному профилю.

   Итак, на третьем году учащиеся делятся по интересам на две группы: тури- стов-«походников» и юных экологов. В современной школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений старыми методами весьма проблематично. Поэтому се­годня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздей­ствие на подрастающее поколение (Занятия на природе // Спорт в школе. 2009. № 11).

   Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне — я смогу за­помнить. Позволь мне это сделать, и это станет моим навсегда».

   К программе «Экологи-краеведы» как приложение была разработана методи­ческая разработка «Бассейн реки как объект краеведения» (Бассейн реки как объект краеведения // Вестник детско-юношеского туризма. 2013. № 3-4). Комплексный подход предполагает изучение, описание и оценку всей территории бассейна реки Меша. Разработка была апробирована при проведении республиканских слетов юных экологов и Всероссийской детской экологической экспедиции «Живая вода». Данная методичка может быть использована для изучения бассейна любой реки, а именно проведение комплексной оценки экологического состояния данной терри­тории. Цель исследования заключается в составлении наглядного атласа, отражаю­щего современное состояние бассейна реки.

   Очень часто увлеченность школьников содействует постепенному раскрытию их потенциальных способностей и возможностей, проявлению спортивных и других наклонностей. В походах прослеживается процесс начального профессионального образования детей, каждому участнику путешествия предоставлено право свобод­ного выбора походной должности. Краеведческие и походные должности от похода к походу меняются. Как показывает опыт, дети выбирают должность, в которой они потом специализируются по окончании школы. Должность медика выбирают буду­щие медики, ремонтники — это будущие инженеры, летописцы, как правило, стано­вятся потом журналистами. Часть детей проявляет особый интерес к туризму как виду спорта, и этот интерес нельзя оставлять без внимания.

   Мои воспитанники на маршруте, а это «равнинные» дети, узнают о професси­ях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распространения они больше нигде не могут познакомиться. В основном это профессии, связанные с работой в полевых условиях: геологи, топографы, геодезисты, гляциологи, археологи, спасате­ли МЧС. Это знание помогает им не только выбрать будущую профессию, подгото­виться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином.

   Современные школьные программы по физической культуре предоставляют возможность включения дополнительных видов спорта наряду с обязательным ба­зовым компонентом. В связи с этим была разработана вариативная программа с ориентированным изучением спортивного туризма для 5-х классов и для начальной школы. Вариативная часть была создана в связи с нехваткой спортзала. В нее вклю­чены элементами туризма, топографии, ситуационные игры, парковое ориентиро­вание, которые можно проводить на школьной спортивной площадке. В средних классах изучаются элементы дисциплины «дистанция» в форме туристских игр и игровых заданий, туристских эстафет, а также различных туристских упражнений, включаемых в туристскую полосу препятствий в начальной части урока (Игры с ве­ревкой и альпенштоком // Спорт в школе. 2006. № 10). С 1 сентября 2011 г. третий час урока физической культуры стал постоянной составляющей всего образова­тельного процесса с 5-го по 11-й класс.

   Исходя из самого термина «туризм», что в переводе с французского означает путешествие, уроки в начальных классах провожу в форме урока-путешествия, что, безусловно, вызывает интерес не только к уроку, но и к спортивно­оздоровительному туризму. К сожалению, начальные классы не всегда имеют воз­можность заниматься в спортивном зале. Проводимые мной уроки физической культуры с элементами туризма для учащихся имеют особую значимость по их ор­ганизации и форме проведения и с успехом решают его образовательные, оздорови­тельные и воспитательные задачи. Уделяю внимание начальной подготовке уча­щихся к спортивному ориентированию, проводимой в игровой форме на школьной спортплощадке в виде паркового ориентирования. Создание поисковых ситуаций на уроках с детьми школьного возраста, решение двигательных задач с использовани­ем природных объектов способствуют формированию интереса к познавательной деятельности к урокам физической культуры в целом, а также повышению уровня знаний об окружающем мире и привлечению детей к занятиям туризмом.

   Можно рассматривать работу эколого-туристского клуба «Родник» как цепоч­ку захватывающих походов, путешествий, слетов, соревнований, участие в различ­ных конференций, конкурсах. Это был поиск новых форм, методов и направлений работы с детьми. Были разработаны и внедрены авторские экспериментальные об­разовательные проекты для учащихся: «Партизаны и подпольщики Республики Та­тарстан», «Участие лыжных батальонов из Татарии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Спорт в школе. 2014. № 4), «Память. Спортсмены — участники вой­ны», «Бассейн реки как объект краеведения», «Узлы — это важно», «Физическая под­готовка юных туристов», «Здесь был эвакогоспиталь». Уникальность этих проектов заключается в том, что участие в этих образовательных программах принимают учащиеся школы и студенты, мои выпускники, эти программы сегодня может ис­пользовать любой учитель, педагог.

   Наш клуб «Родник» активно возрождает некоторые давно забытые традиции, привлекая к участию в конкретных делах учащихся школы: «День земли», «День во­ды», «Неделя леса», операции «Первоцвет», «Родник», «День птиц» и т. д.

   Хорошо известно, мнение педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие моло­дой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы. Что такой день стоит многих недель, проведенных на учеб­ной скамье».

   Школьники XXI в. отличаются от сверстников двадцатилетней давности лю­бознательностью и большей информированностью, при этом физически более слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологи­ческие и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, на школьной спортивной площадке, то теперь ситуация коренным образом измени­лась. Бессмысленно пытаться рассказать школьнику незнакомые для него вещи. Ре­бенок может заинтересоваться туризмом, но не сможет соединить все эти новые знания со свои опытом. Единственный способ — ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свой двигательный опыт.

   Воспитываю в членах клуба умение самостоятельно принимать решения, не­укоснительно выполнять правила техники безопасности на учебных занятиях, в по­ходах, помогаю детям взрослеть. На учебных занятиях клуба всегда царит атмосфера сотворчества, сопереживания, поддержки друг друга.

   Одним из основных направлений работы клуба «Родник» является граждан­ско-патриотическое, нравственное воспитание. Главная форма такой работы — это участие ребят во Всероссийских вахтах памяти.

   Давно прошла Великая Отечественная война, но следы ее до сих пор видны в местах, где шли жестокие бои. До сих пор ведется поиск тех бойцов, которые грудью встали на защиту своей Родины. В 1996 г. мы впервые приняли участие во Всерос­сийской вахте памяти в поисковой экспедиции «Долина» в районе станции Мясной Бор Новгородской области.

   Вот моя заметка «Помним тебя, Мясной Бор» в международном журнале «Ту­рист».

   «Каждое утро, натянув на ноги резиновые сапоги, а на руки — резиновые пер­чатки, мы уходили в лесную чащу. За поясом — саперная лопата, в руках — металлический щуп. Шаг за шагом “прощупывали” каждый метр земли, обильно по­литой кровью в годы войны с фашистами. Здесь, у деревни Мясной Бор, прорывалась из окружения летом 1942 года 2-я Ударная армия. Тысячи ее бойцов полегли в этих глухих, болотистых местах, сражаясь до последнего патрона.

Более 120 поисковиков из Татарии участвовали во Всероссийской вахте памя­ти, в том числе и группа школьников. Наш лагерь обнаружил останки 70 погибших. Нашли 15 солдатских медальонов. По двум из них нам удалось определить, откуда призывались солдаты: один — из Новосибирска, другой — с Украины. Остальные ме­дальоны отправлены на экспертизу, она позволит установить имена павших героев.

   Попадались нам и снаряды, и мины. Вместе с отрядом из Татарстана вели по­иск студенты из Самары и Тобольска, Тюмени и Красноярска.

   Вахта закончилась траурным митингом на станции Мясной Бор. В торжест­венной обстановке останки 723 воинов опустили в братские могилы». Принимали участие в поисковых экспедициях в районе Невского пятачка Ленинградская об­ласть.

   Одной из важных целей клуба «Родник» считаю формирование здорового об­раза жизни, что имеет в целом большое государственное значение в воспитании учащихся. Принимая во внимание, что дети — будущее поколение нашей страны. В современных экономических условиях актуализируются духовно-нравственные и патриотические ориентиры в воспитании и развитии подрастающего поколения, в том числе и средствами краеведения. А летние походы с детьми есть нечто иное, как самое доступное форма воспитания любви к малой родине. Учащиеся реально пере­живают чувства привязанности к своей родной земле. Познание родной земли, все дальние и большие походы начинаются у порога родного дома, в окрестностях сво­его города, поселка, села — в однодневных походах.

Детско-юношеский туризм — это особый вид спорта, в котором необходимо учитывать все мелочи — от ночного сна в палатках до приготовления пищи на кост­ре. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, не проводя те или иные наблю­дения. Происходит синтез всех видов деятельности, т. е. отдых и оздоровление со­вмещаются с определенной экскурсионно-познавательной направленностью и обра­зовательными целями.

   Закономерным итогом работы клуба «Родник» стало создание музея истории туризма. Материалы наших походов, путешествий, фотографии, маршрутные книж­ки, афиши разных лет легли в основу нашей музейной экспозиции. Часть будущих экспонатов передал руководитель клуба и мои воспитанники. Многие материалы используются в оформлении выставок, представлены в конкурсных краеведческих проектах. Можно отметить работу «Здесь был эвакогоспиталь», которая стала лау­реатом Всероссийского конкурса, победителем республиканского конкурса, посвя­щенного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

   «Музей это грандиозная книга памяти человечества», — сказал А. В. Луначар­ский. Роль и значение нашего музея возрастает в связи с необходимостью реализа­ции Государственной программы по патриотическому воспитанию на 2015-2020 гг. Это подготовка гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Сегодня проблема нравственного и патриотического воспитания детей в нашем клубе находится в центре внимания, когда общество разрушило ста­рые идеалы и не создало новых ориентиров.

   При решении вопросов патриотического и духовно-нравственного воспита­ния в школе всегда актуальными будут слова В. А. Сухомлинского: «Духовный мир человека в годы детства, отрочества и ранней юности обогащает знание Родины. Конечно, очень хорошо, если человеку, окончившему среднюю школу, посчастливи­лось побывать в Москве, Ленинграде в Киеве. Но не с этого начинается знание Роди­ны. Мы стремимся к тому, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый ученик увидел по-настоящему поля, леса, реки, побывал в тех безымянных глухих уголках, неповторимая прелесть и красота которых создает красоту Отечества. Путешествия по родному краю с палкой в руке, рюкзаком за плечами, так же необходимы, как и чтение хорошей книги. Кто прошел в годы отрочества и ранней юности сотни кило­метров по родной земле, тому доступно большое чувство — чувство красоты Родины, чувство привязанности к ней».

   Так уж сложилось, что инициатива появления музеев в образовательных уч­реждениях, как правило, исходит снизу, от активных, неравнодушных учителей, вы­пускников. В 2003 г. на базе «Простор» по моей инициативе и детей кружка «Тури­сты-краеведы», а также ветеранов туризма города был начат сбор материалов по ис­тории туризма в Республике Татарстан. Из-за отсутствия свободного кабинета в школе музейная экспозиция временно разместилась в Доме детско-юношеского ту­ризма и экскурсий «Простор» (далее — «Простор»). Открытию музейной экспозиции предшествовала интересная поисковая работа членов клуба, которая уже сама по се­бе является активной формой героико-патриотического воспитания детей. Сбор ма­териалов проводился различными способами: обращение ко всем выпускникам школы, делали рейды к ветеранам туризма, приглашали ветеранов туризма на юби­леи детского юношеского туризма, на открытия детских соревнований и слетов.

   В настоящее время в клубе значительное распространение среди детей полу­чила поисково-исследовательская деятельность. Большая группа учащихся прояви­ла глубокий интерес к истории туризма своего края. Стали самостоятельно приоб­ретать знания на основе подробного изучения документальных материалов, газет, отчетов о туристских соревнований и походах разных лет.

   Наш музей истории туризма является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследова­ния, обработки, оформления и пропаганды материалов — источников природы и об­щества, имеющих воспитательную и научную ценность. Участие моих воспитанни­ков в работе нашего музея способствует развитию навыков научно­исследовательской деятельности, которая заключается в сочетании собственно му­зееведческих методов с методами нашей профильной деятельности, использовании материалов в учебно-воспитательной работе. Чтобы не происходил отрыв краеведе­ния от туризма, наши краеведческие исследования проходят с использованием ак­тивных форм добывания знаний с тщательно продуманными тематическими похо­дами и путешествиями.

   Многие школьные музеи в основном посвящены знаменитым деятелям, под­вигам Героев Советского Союза, боевым подвигам отдельных дивизий, партизанам. Молодое поколение уже не воспринимает этот период истории так близко и трепет­но, с горечью и болью. Забываются имена, стираются из памяти эпизоды Великой Победы. Однако существуют люди, достойные уважения и почета, но не известные широкому кругу людей. Они первыми в республике получили звание мастеров спор­та по туризму, по спортивному ориентированию, заслуженных путешественников России, заслуженных работников физической культуры Республики Татарстан. Бы­ли чемпионами СССР и России, внесли огромный вклад в развитие спортивного ту­ризма в стране. Именно эти спортсмены должны быть известны следующему поко­лению туристов.

   Приоритетная задача нашего музея — собрать сведения о спортсменах, тури­стах, тех, кто воевал и кто был свидетелем войны. В большинстве своем уже ушед­ших от нас. Об этих людях стоит написать отдельно — они этого заслуживают, так как много сделали для пропаганды и развития туризма в нашей стране.

   Еще А. В. Сухомлинский говорил об этом: «…воспитывают не знания, не слова, не прекрасные беседы, а действия самих учащихся, направляемые умным, добрым и справедливым учителем».

   Собирая материал по Горному Алтаю, выяснили, что Алексей Иванович Скурлатов (Болгарии русский солдат) лыжную подготовку в 1941 г. проходил в Казани у Василия Александровича Бекасова (1898-1975). Именно этот воин олицетворял об­раз русского солдата-освободителя при создании знаменитого памятника советским воинам, воспетого в известной песни композитора Э. Колмановского на слова поэта К. Ваншенкина «Алеша». А. И. Скурлатов родился в селе Налобиха Косихинского рай­она Алтайского края. Служил в отдельном лыжном батальоне (10-й отдельный лыж­ный батальон 922-го полка 250-й стрелковой дивизии).

   Косихинский район Алтайского края богат знаменитыми людьми. Он подарил миру известных на всей планете поэта Роберта Ивановича Рождественского, взра­стил и воспитал Германа Степановича Титова, покорившего космические просторы вслед за Юрием Гагариным. В 1942 г. за успешную подготовку лыжников- десантников В. А. Бекасову присваивается звание «Заслуженный мастер спорта».

   Стержнем нашей экспозиции являются заслуженные путешественники Рос­сии, мастера спорта СССР и России, чемпионы Советского Союза, России по спортив­ному туризму, знаменитые спортсмены. Фонд музея пополняется экспонатами вете­ранов туризма, в частности стоит отметить мастеров спорта, заслуженных путеше­ственников России Ш. С. Галева, А. X. Габидуллина, В. Н. Крылова. Часть письменных и вещественных источников по истории туризма находится на стендах, другая часть собранного материала систематизирована в тематических папках. Музейную экспо­зицию составляют туристские маршруты родного края и СССР, личные архивные материалы, фотографии, туристское снаряжение известных туристов республики. Название клуба определяет главное направление нашей деятельности — туризм: об­разовательная и воспитательная деятельность средствами туризма и экскурсий.

   Наша экспозиция, созданная в образовательном учреждении «Простор», изу­чает главным образом историю туризма в республике по архивным и новым данным создана впервые. Говоря об актуальности профиля, направления и тематики дея­тельности, хочется подчеркнуть, что представляется важным обращение к прошло­му, истории туризма родного края, потребность потомков обратиться к светлой па­мяти спортсменов-туристов, инструкторов по туризму. Общение, встречи с ветера­нами, участие в различных районных, городских и республиканских конференциях, походах и экспедициях увеличивает интеллектуальный потенциал детей, развивает их духовно, формирует нравственный облик гражданина и человека.

   Вот что сказал на встрече с ветеранами, посвященной 95-летию детского ту­ризма в стране, мастер спорта международного класса по туризму, заслуженный мастер спорта России, многократный чемпион России, председатель Федерации спортивного туризма РТ И. 3. Хайруллин: «Уходят из жизни знаменитые спортсме­ны-туристы, с ними теряется история их достижений. Сегодня основная задача — сохранить для потомков эти ценные мгновения, спортивные вершины их успеха. Надо собрать анкетные данные ветеранов и инструкторов по туризму. Восстановить данные об их спортивных достижениях, провести учет всех мастеров спорта по ту­ризму в республике. Вся собранная информация должна лечь в основу книги “Вете­раны спортивного туризма РТ”, создать музей истории туризма. Задача эта трудная, так как предстоит перекопать целый пласт истории и упорядочить все эту информа­цию, но в то, же время очень благодарная».

   В нашем клубе поиском и сбором краеведческого материала, учетом и хране­нием собранных документов, предметов, материалов, их научной поверкой, система­тизацией и методической обработкой, оформлением и экспонированием материалов занимаются и участники походов, также к этой работе привлекаю детей с ограни­ченными возможностями здоровья, временно освобожденных от уроков физкульту­ры. В дни, когда погода не позволяет вывести учащихся на природу, на практических занятиях большим подспорьем становится Интернет, а перспективы его использо­вания в нашей работе неограниченны. Из таких фрагментов в конечном итоге скла­дывается история человеческого общества. Музейная экспозиция обладает большим образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциа­ла для воспитания детей в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач нашего клуба.

   Особенностью нашей экспозиции является то, что экспозиция обновляется каждые 3-4 года, поскольку дети занимаются в клубе 3-4 года. Обновлению экспо­зиции способствуют выставки к памятным спортивно-туристским датам Республики Татарстан, России. Роль таких выставок заключается, во-первых, в том, что они ста­новятся частью широкого общественного празднования памятной даты, во-вторых, являются своеобразным отчетом нашей экспозиции о поисково-исследовательской, фондовой работе и деятельности кружка. Дети на занятиях занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории туризма в Республике Татарстан, туристского снаряжения, документов, протоколов соревно­ваний и слетов, афиш и туристских значков, книг, марок, фотографий. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмо­ционально-ценностного отношения к миру. Музейные стенды, являясь неформаль­ным учебным подразделением нашего учреждения, выступают и как своеобразная часть музейной сети республики. Собранные материалы и их хранение ведутся в со­ответствии с общими правилами учета и хранения музейных фондов.

    Музейные экспозиции выполняют не только учебно-воспитательные функ­ции, но формируют практические навыки ведения исследовательской работы, раз­вивают инициативу, общественную активность детей, предоставляют большие воз­можности для организации самостоятельной и творческой работы кружковцев, под­держки творческих способностей детей, формирования интереса к отечественному спортивному туризму и уважительного отношения к нравственным ценностям про­шлых поколений. Формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств и культуры края, гордость за свое Отечество, образовательное учреждение, семью, т. е. чувство сопричастности к прошлому и настоящему малой родины. Вслед за изучением истории туризма кружковцы ведут большую работу по учету, класси­фикации, описанию музейных предметов, собранных юными краеведами, составле­нию инвентарных книг, подготовке карточек.

   Музей образовательного учреждения, являясь частью открытого образова­тельного пространства, призван быть координатором гражданско-патриотического воспитания и связующей нитью между другими учреждениями и общественными организациями. Дает уникальную возможность сделать своими союзниками в орга­низации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, восполь­зоваться их опытом в области спортивного туризма. Прошлое не исчезает бесследно. Оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования.

   В нашей экспозиции, в отличие от других школьных музеев, превалирует учебно-воспитательное и гражданско-патриотическое начало, так как его аудитори­ей являются кружковцы, которые пришли в клуб заниматься туристско- краеведческой деятельностью в свободное от учебы время. Для этого имеются все условия — специализированный спортивный зал, участие в дальних сложных похо­дах, конференциях, соревнования и экскурсии. К сожалению, сегодня далеко не везде созданы необходимые условия для занятий. Основная задача учителей, педагогов и родителей — создать условия для свободного развития физических и духовных сил подростка, руководствуясь возрастными потребностями и интересами детей.

   Своей экскурсионно-просветительской деятельностью наши стенды позволя­ет закрепить и углубить имеющиеся знания, умения и навыки кружковцев, преобра­зовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора: во-первых в центре нашей экспозиции всегда находятся подлин­ники истории туризма; во-вторых, проявляется феномен единства информационно­логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства подростков. В наше неспокойное сложное время клуб «Родник» остается неким островком нрав­ственности, духовности, гражданственности, где кружковцы приобщаются к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

   Происходит обучение и воспитание, пропаганда знаний о туристско- спортивной истории края, которая ведется на основе подлинных документов и экс­понатов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Воспитательная и образователь­ная роль музейной экспозиции многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школами района, по развитию в рамках туристско-краеведческого движения школьников «Отечество», это особая форма деятельности обучающихся, в которой краеведение и туризм гармонично сочетается с выполнением практических заданий. Организация и проведение поисковых путешествий и походов, различные формы собирательской деятельности приводят в конце концов к созданию содержательно­го музея истории спортивного туризма родного края. Таким образом, можно сказать, что создание, развитие и сохранение музейной экспозиции зависит от нас. Как у ка­ждой области, города, района, так у каждого образовательного учреждения есть своя история. Дети — продолжатели, распространители культурных и исторических тра­диций малой родины.

   Важно так организовать занятия, чтобы интерес к ним не угасал. Здесь следу­ет знать, что ребенок очень нуждается в постоянной оценке своей деятельности. Он должен видеть результаты своего труда: сам убеждаться в том, что стал дальше прыгать, быстрее бегать, метать. Пусть он все время побивает рекорды, одерживает победы. Но только сам над собой. Занимаясь с ребенком, не следует останавливаться на том, что он уже усвоил. Надо постоянно увеличивать количество и темп выпол­няемых заданий и упражнений!

   В связи со значительным улучшением материальной базы, спортивного и ту­ристского инвентаря в школах и возросший уровень географии детского туризма потребовал более качественного обучения учащихся навыкам и умениям. Включе­ние туристского похода и туристских навыков в новый комплекс ГТО потребовало от учителей пересмотра образовательных программ по подготовке юных туристов и круглогодичной их тренировки.

    «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно по­ставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения» (А. В. Луначарский).

   Занятия туризмом обогащают внутренний мир обучающихся. В процессе за­нятий у ребят формируются и развиваются ряд познавательных и творческих спо­собностей и навыков.

   Работа учителя с юными туристами — это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии, тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Это труд, тре­бующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но, несомненно, приносящий удовлетворение.

   Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с туризмом, спортом и другими схо­жими профессиями. Но именно она может стать пространством для его личностного роста.

   В последнее время со своими кружковцами занимаюсь составлением маршру­тов в окрестностях г. Казани по сдаче норм ГТО по туризму с проверкой туристских навыков (ГТО: подготовка и проведение // Спорт в школе. 2015. № 9). Работать в этом направление меня побудило желание дать детям возможность для разносто­роннего развития и подготовки к самостоятельной жизни. Нацелить их на активное освоение окружающего мира от своей малой родины до окраин Отечества. И я ду­маю, что туризм — мой образ жизни.

Заслуженный путешественник России

Ильдар  Замалетдинов

Поиск по сайту:
Вернуться к списку новостей