ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ — КОНКУРСЕ ЗНАТОКОВ «Историко-культурное наследие Татарстана в период с 1917 по 2018 годы к 100-летию Республики Татарстан» (2019 – 2020 гг.)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Актуальность фестиваля-конкурса историко-культурного наследия Республики Татарстан.
Основные документы: Указ Президента РТ №УП-930 от 25.09.2015 «О праздновании 100-летия образования ТАССР», Указ Президента РФ №177 от 25.04.2018 «О праздновании 100-летия образования Республики Татарстан».
Включение в общественно-значимую деятельность детей и молодёжи, поощрение их творческих достижений в преддверии 100-летия Республики Татарстан, в том числе с участием Союза художников РТ, Российской Академии художеств, Минобразования и науки РТ, Минкульта РТ, военно-исторического общества, Союза ветеранов Республики Татарстан и организации ветеранов войны и военной службы районов и городов Республики Татарстан, муниципальные образования РТ. Фестиваль-конкурс «Историко-культурное наследие Республики Татарстан» представляет собой эффективную систему поддержки и развития способностей детей и молодёжи в общественной, исследовательской, творческой сферах жизнедеятельности.
Фестиваль-конкурс способствует:
Поддержку фестиваля-конкурса осуществляют государственные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, средства массовой информации. Общественный эффект фестиваля-конкурса заключается в привлечении внимания законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, общества и его институтов к проблемам социально-патриотического взросления подрастающего поколения; оказании помощи детям и подросткам в реализации творческих, социальных проектов и про-грамм, поддержки и развитии детского общественного движения.
2. Цель и задачи фестиваля-конкурса. Целью фестиваля-конкурса является продвижение духовного наследия Республики Татарстан за период с 1917 по 2018 годы, сохранение в памяти молодого поколения событий, имен и подвигов выдающих людей Татарстана, создание и реализация творческого потенциала школьников и студентов, взрослых, работающих с детьми. Создание условий для освоения и сохранения детьми, подростками и молодёжью традиционной культуры своего народа. 3. Содержание фестиваля-конкурса. Условия и сценарий историко-культурного фестиваля к 100-летию РТ:
— художники творческих союзов Татарстана предоставят для конкурса знатоков оригиналы живописных произведений, сюжеты картин описывают достижения и подвиги выдающих людей Татарстана, внесших вклад в наследие Республики;
— муниципальные краеведческие музеи из художественных фондов предоставят для конкурса знатоков картины с сюжетами историко-культурного наследия в пределах конкретных районов и городов;
— формируется организационный комитет конкурса знатоков в каждом муниципальном образовании с привлечением руководителей муниципальных краеведческих музеев, преподавателей истории, специалистов дополнительного образования и управления культуры, союза ветеранов МО, деятелей творческих союзов МО;
— республиканский оргкомитет фестиваля конкурса рассылает командам участникам темы конкурса касательно событий и достижений, имен и подвигов выдающих людей Татарстана, выдающихся людей, внесших вклад в развитие Республики, в честь которых названы улицы Казани и улицы других городов;
— вопросы для интеллектуального соревнования знатоков формируются из сюжетов картин, в соревновании одновременно участвуют 3 или 4 команды;
— команды знатоков школ/училищ/техникумов/институтов формируются след. образом: команды учеников 6-7 классов, команды учеников 8-9 классов, команды учеников 10-11 классов;
— конкурсы проводятся по возрастным группам среди команд знатоков в зависимости от территорий на татарском и русском языках на начальном этапе межшкольные МО, далее зональные, далее ½ финала и финал;
— место (площадку) для первых этапов конкурса выбирает орг. комитет МО (дом культуры, краеведческий музей, актовый зал школы и т.д.), места проведения зональных и финальных конкурсов готовит республиканский орг. Комитет.
Примерная программа конкурса знатоков: 1-е задание: открывается 1 мольберт с картиной и раздаются вопросы с вариантами готовых ответов, команды на 1-2 мин должны зачеркнуть один правильный ответ. 2-е задание: команды выбирают каждый себе закрытый мольберт, открывается картина, на картине закреплены до 6-ти вопросов по сюжету, требуется ответить на вопросы. 3-е задание: конкурс капитанов открывается 1 мольберт с картиной и раздаются вопросы с вариантами готовых ответов, капитаны на 1 мин должны зачеркнуть один правильный ответ. 4-е задание: художник команды должен за 5 мин нарисовать или портрет, или натюрморт по заданию жюри. 5-е задание: Один сложный вопрос председателя жюри команде, ответ за 1 мин. 6-е задание: конкурс по военно-исторической теме — открывается 1 мольберт с картиной (о героях войн и военной истории) и раздаются вопросы с вариантами готовых ответов, команды на 1 мин должны зачеркнуть один правильный ответ. За правильный ответ 3 балла. Команда школьников имеет право взять «помощь команды родителей». За правильный ответ команды родителей дается 1 балл. Максимально количество заданий -10. В паузах между конкурсными заданиями звучит музыка. По результатам суммируются баллы. Председатель жюри — художник СХ РТ или художник из данного МО, члены жюри: учителя истории общеобразовательных школ участников и системы дополнительного образования, педагоги художественных школ, работники культуры, представители военно-исторического общества РТ, активисты союза ветеранов МО.
Перед конкурсом проводится небольшая выставка оригиналов картин современных живописцев Татарстана, художники рассказывают школьникам технику, образно-стилевые подходы картин, секреты мастерства, «как вдохновение запускает воображение, поиск и озарение, сопряженное с риском», как понимать сюжеты картин, символы, аллегории и акценты в искусстве, власть природы в пейзаже, цветовое богатство в натюрмортах, как понимать абстрактное искусство, а также в целом эстетическую ценность произведения, что будет содействовать повышению интереса у школьников и студентов к современному татарстанскому изобразительному искусству. Приветствуется, если перед конкурсом, художники проведут дискусионно-творческие встречи с детьми. Приветствуется, если перед конкурсом, художники выполнят карандашные рисунки-портреты детей и автограф сессии.
Параллельно проводится районная/школьная выставка детских рисунков по теме «История края, герои войн района/города,», председатель жюри — художник СХ РТ выбирает лучшие работы (критерии оценки: с учётом возрастных категорий жюри оценивает творческий подход в выполнении работ, нестандартность, образность, богатство цветоощущения, художественный вкус, знание и сохранение национальных традиций, оригинальность идеи, композицию, использование нетрадиционной техники, уровень художественного оформления представленных работ) и приглашает с лучшими работами на финал. Проводятся детские выставки: «Золотое рукоделие», «Подарок своими руками», «Народные ремесла».
Командам разрешается выходить в народных костюмах, за что они получают дополнительно от одного до трёх баллов. С учетом того, что конкурсы знатоков проходят азартно и динамично, к зональным соревнования и финалам по возрастным группам можно привлечь редакцию молодежных программ МО, республиканского телевидения ТНВ и «Шаян ТВ».
Победители (по возрастным группам) получат дипломы и призы, а остальные финалисты могут быть отмечены грамотами, дипломами и подарками (альбомы художников, книги и альбомы по военно-исторической теме). Всем участникам финальной части конкурса будут вручены сертификаты об участии.
Со своей стороны Союз художников Татарстана ВТОО «СХР» совместно с координатором проекта подготовит около 100 живописных работ для конкурса, при этом в подготовку картин финансовых вложений не потребуется.
Также данные живописные работы можно будет использовать на выставках в рамках мероприятий к 100-летию РТ.
4. Время проведения фестиваля-конкурса.
— с 15.03.2019г по 26.04.2019 (далее ежегодно);
5. Организация фестиваля-конкурса:
первый этап – конкурсы в районных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования,
второй этап – зональные, межрайонные конкурсы,
третий этап — финал.
6. Участники фестиваля-конкурса.
— команды знатоков школ формируются след. образом: команды учеников 6-7 классов, команды учеников 8-9 классов, команды учеников 10-11 классов.
Конкурсы проводятся до финала среди соответствующих возрастных групп.
7. Организаторы фестиваля:
◦ на районном уровне — оргкомитеты, созданные при районных органах управления образования, культуры, учреждениях дополнительного образования детей с участием членов Союза художников и военно-исторического общества, Союза ветеранов организуют работу по подготовке и проведению первого этапа фестиваля в районе (му-ниципальном образовании);
◦ на республиканском уровне – орг (координационный) комитет по проведению фестиваля-конкурса выполняет координирующие функции в процессе подготовки и проведения фестиваля-конкурса, формирует состав жюри и организует его работу на втором этапе и далее, проводит организаторскую и творческую работу при подготовке и проведении республиканских этапов.
8. Общие требования к командам знатоков.
• Команда знатоков может состоять от 10 до 15 человек, численность команды для зональной и финальной части формируется исходя из транспортных возможностей МО,
• Команда «родителей» — без ограничений числа участ-ников,
• Команда должна иметь название,
• Команда готовит анкету-заявку, формирует списки и указывает: возрастная категория участника конкурса; — фамилия и имя участника;- возраст (число, месяц, год рождения);- название образовательного учреждения;- фамилия, имя, отчество руководителя (куратора);- полный почтовый адрес с указанием района, муниципального или другого образования, контактный телефон, электронный адрес.
9. Подведение итогов фестиваля-конкурса. В апреле 2019 года жюри, сформированное Координационным комитетом, подводит итоги конкурсов.
Объявление итогов фестиваля-конкурса и награждение победителей проводятся в рамках заключительных мероприятий. Сроки, место, программа и условия проведения заключительных мероприятий фестиваля объявляются дополнительно.
10. Информационная поддержка. Информационная поддержка фестиваля-конкурса осуществляется на официальном сайте конкурса, а также региональными средствами массовой информации.
Координационный комитет по проведению
от Минкульта
от Минобразования
от Военно-исторического общества
от Союза ветеранов РТ
от творческих союзов
Живописец (график, скульптор) — творец,
как носитель мудрости (тезисы беседы для школьников).
Живописец учит рассуждать, тем самым мотивируя детей понять «красоту мира и радость творчества». В глазах детей художник — высочайший мастер, который имеет моральное право дать детям жизненные ориентиры. В рамках жанровых сюжетов и групповых портретов художник описывает героические моменты, высочайшие достижения и события, патриотический подъем и торжество гражданского духа, что несомненно укажет путь ребенку в его интеллектуальном поиске. Помогает школьникам и абстрактное мышление художника, так абстрактное мышление генерирует у школьников идеи, в том числе в рамках дополнительного образования, формируя через любознательность определенные склонности.
Конкурс знатоков задействует, присущие детям, эмоции: радость загадывания и отгадывания, участие в познавательном поиске истины, удовольствие от обнаружения правильного ответа, а живописные работы как ничто вписываются в алгоритм активизации интеллектуального потенциала. Как пример, казалось бы, свет и теплые тона на картине пробуждают в душе у зрителя лирические, чувственно-поэтические стороны человеческого сознания, чувства сострадания, и всё понятно, но и тем не менее, живописец (на уровне личных контактов) открывает детям и другое важный смысл «сострадания», а именно — формирование «крепости духа», что важно и в тяжелые и не светлые периоды жизни, и так по всем базовым ценностям бытия. Художник должен донести детям, что одни люди обладают «быстротой реакции и хорошей памятью», а другие «глубоким спокойным аналитическим даром ума», соответственно у каждого есть замечательные присущие конкретному человеку качества. И это в свою очередь помогает ребенку обрести смысл в своей жизни.
Одна из важнейших тем встречи художника (носителя мудрости) со школьниками: «мотивация детей в стремлении к знаниям». В чем смысл учебы, если учёба превращается в рутину? В этом случае как никогда важен описательный опыт художника, так как перед написанием героя, живописец глубоко погружается через осмысление в его человеческие качества (напряженность чувств, душевное потрясение, счастье и любовь, горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния). При этом идеальная форма решения — осмысленный диалог о месте человека в мире и ориентации в нём. Ребенку, как и художнику, важно ощущение взаимопонимания и взаимосвязей людей, объединенных одним делом и задачами.
Еще новости в разделе:
21.12.2018 Соглашение о сотрудничестве к 100-летию Республики Татарстан и 75-летию Великой Победы в ВОВ